лесбиянки
Gray Pink Gray Aqua Gray Orange Gray Lilac Gray Red Light Gray Light Gray Pink Light Gray Aqua Light Gray Orange Light Gray Lilac Light Gray Blue Green
Страна:
Пол:
Россия
Женский
Добро пожаловать на Сайт
042017 05

10 ВЕЛИЧАЙШИХ ФИЛЬМОВ О ЛЕСБИЯНКАХ

Раздел: ОТДЫХ / Искусство, музыка, кино | Просмотров: 1 589

Джони гитара


Сложно четко выделить момент, когда копилка мирового кинематографа пополнилась первым откровенно лесбийским фильмом. Определение наиболее раннего отображения лесбиянства на кинопленке было сродни поиску иголки в стоге сена. «Сестры Сафо» были вынуждены просматривать фильмы от начала до конца, чтобы иногда встретить персонаж (обычно изображаемый жертвой, убийцей, неврастеничкой или проституткой), в котором можно разглядеть его квир-идентичность – например, очевиден лесбийский подтекст между Вьенн (Джоан Кроуфорд) и Эммой (Мерседес Маккэмбридж) в фильме Николаса Рэя «Джонни-гитара» (1954).

В Британии 1967 год стал знаковым: именно тогда была декриминализована гомосексуальность (правда, без отдельного упоминания лесбийских отношений в новом законодательстве). В США Стоунволлские бунты 1969 года стали отправной точкой к нынешнему движению за права и свободы геев и лесбиянок. И с этого времени лесбиянки начали постепенно появляться в кинолентах (хоть и в большинстве случаев под пристальным «присмотром» мужчин-режиссеров)

Мы определяли топ-10 фильмов на лесбийскую тематику с учетом одного существенного ограничения: в нашем списке только фильмы, доступные на DVD или для скачивания в Великобритании. Поэтому, к сожалению, пришлось вычеркнуть множество фаворитов: «Девушки в униформе» (1931), «Женский клуб» (1936), «Личный рекорд» (1982), «Машина девственниц» (1988), а также великие фильмы Ульрике Оттингер и Шанталь Акерман. Признаться, мы были изрядно озадачены тем фактом, что многие фильмы недоступны для просмотра на DVD или по кабельному. И это после того, как Вальтер Беньямин назвал лесбиянок героинями модернизма?!

«УБИЙСТВО СЕСТРЫ ДЖОРДЖ» / THE KILLING OF SISTER GEORGE (1968)


«Убийство Сестры Джордж» (1968)

Чайлди: «Не все женщины – бесноватые чертовы лесбиянки, знаешь ли».
Джордж: «Я прекрасно осведомлена об этом достойном сожаления факте!»

«Убийство Сестры Джордж» — один из величайших и самых гротескных кроссоверных фильмов. До «Джордж» не виделось и проблеска надежды для киноманок-лесбиянок. До декриминализации были сняты разве что «Лис» (1967), основной посыл которого – все лесбиянки нуждаются в мужчине, и «Весь мир в кармане» (1963), который мог стать первым британским лесбийским фильмом, если бы не был жестко отцензурирован перед выходом в прокат.

Так да здравствует же Берил Рид, невероятно магнетическая в образе Джордж, развязной, агрессивной, смолящей сигары лесбиянки, которая теряет работу и молодую любовницу. На экране классический лесбийский любовный треугольник: гоняющийся за девицами буч Джордж, утонченный дайк из среднего класса (Корэл Браун) и Чайлди, кокетливая неврастеничная фэм. Допустимый к просмотру только для лиц 16+ за откровенную сексуальную сцену, фильм провалился в прокате, но все равно остался культовой, эпохальной классикой. Знаменательно, что некоторые сцены фильма сняты в реальном лондонском лесби-баре «Gateways Club«: публика получила редкую возможность увидеть на экране настоящую лесби-культуру Лондона.

«ЛЕСБИТАКТИКА» / DYKETACTICS (1974)


Лесбитактика


Режиссер Барбара Хаммер
«Лесбитактика»/Dyketactics (1974)
«Лесбитактика» (1974)
Родившаяся в Лос-Анджелесе и переехавшая в Нью-Йорк Барбара Хаммер – автор уникального киножанра. Ее «первенец», 4-х минутная короткометражка 1974 года «Лесбитактика» (прим. есть вКонтакте), показывающая резвящихся обнаженных женщин в сельской местности, «вспахала целину» в исследовании лесбийской идентичности, желания и эстетики. Абделатиф Кешиш, режиссер прошлогодней сексуальной сенсации «Синий – самый теплый цвет» («Жизнь Адель»), мог бы снять фильм лучше, если б изучил произведения Хаммер. Сама Хаммер называет свой фильм «лесбийской рекламой».

После «Лесбитактики» она продолжила в том же духе и стала одним из ярчайших и наиболее узнаваемых лесбийских авангардных режиссеров последних 40 лет, сняв свыше 80 кино- и видеофильмов, затрагивающих тематики лесбийской любви и секса, женской духовности, радикального феминизма, фигур богинь и истории лесбийского/квир кино. Без Барбары не было бы ни «Рожденных в огне» (1983), ни «Неприкаянных сердец» (1985), ни «Ловись, рыбка» (1994). Ее влияние также прослеживается в недавно вышедшем «Сотрясении», показанном на BFI Flare (лондонский ЛГБТ- кинофестиваль).

«ГЛЯДЯ ДРУГ НА ДРУГА» / ANOTHER WAY (1982)


«ГЛЯДЯ ДРУГ НА ДРУГА»

Режиссер Карой Макк
«Глядя друг на друга»/Another Way (1982)
«Глядя друг на друга» (1982)
В момент написания этого обзора Украина переживает революцию, и если геополитический передел земли закончится победой России с ее антигейскими законами, то будущее украинского ЛГБТ-сообщества видится очень смутным.

«Глядя друг на друга» снят в одной восточноевропейской стране, расправившейся со своей революцией: действие происходит в Венгрии после поражения антикоммунистического восстания в 1956 году. Фильм – смелая и интеллектуальная история любви между двумя продемократическими журналистками. Тема была под гнетом двойного табу: это не только первый венгерский фильм о гомосексуальности, но и первая противоречивая оценка обстоятельств революции. Режиссер Карой Макк чутко сочетает эти темы, но любовная история все же обречена быть погребенной под большими надеждами и горечью от подавления Будапештской Весны. Очевидно, что Макка не интересовала отдельно тема прав гомосексуалов в 1950х годах в Венгрии: тем не менее, его изображение лесбиянства не эксплуатационное и не мелодраматическое.

«ПАРИЖ БЫЛ ЖЕНЩИНОЙ» / PARIS WAS A WOMAN (1996)


ПАРИЖ БЫЛ ЖЕНЩИНОЙ

Режиссер Грета Шиллер

«Париж был женщиной»/Paris Was a Woman (1996)
«Париж был женщиной» (1996)
O-ля-ля! C’est Paris, c’est magnifique! (Париж великолепен, фр.).
И было бы великолепно оказаться богемной женщиной, предпочитающей бохо-стиль и живущей на Левом берегу в первых десятилетиях 20 века. Всестороннее документальное исследование Греты Шиллер «Париж был женщиной» вполне могло бы называться «Париж был лесбиянкой», если учесть количество «Сафо» в фильме, живущих, работающих вместе и любящих друг друга. Писательницы Колетт, Джуна Барнс, Гертруда Штайн, Алиса Бабетт Токлас, поэтессы Хильда Дулитл и Натали Клиффорд Барни, книготорговцы Сильвия Бич и Адриенна Монье… список можно продолжать до бесконечности.

Шиллер («До Стоунволла», 1984) совместно со своей неизменной соратницей Андреа Уайсс перерабатывает историю с помощью неизвестных ранее домашних видео и нового подхода, создавая волшебный фильм о самом необычном женском творческом сообществе. Уайссовская документальная история британского квир-кино «Немного Скарлетт» (1997) также стоит просмотра.

«СВЯЗЬ» / BOUND (1996)


Связь


Режиссеры Лана и Эндрю Вачовски

«Связь» (1996)
Список лесбийских фильмов не был бы полным без ослепительной, сексуальной, криминальной фарсово-хулиганской комедии братьев Вачовски «Связь». Это был их фильм-прорыв, щекочущая нервы помесь плейбойского триллера и лесбийской феминистской любовной истории. Но Вачовски не ограничиваются мужским взглядом, они «переходят на сторону света», позволяя писательнице-феминистке Сьюзи Брайт быть их «сексэкспертом» по лесбиянству.

Это история о подружке гангстера, влюбившейся в недавно освободившегося из заключения дайка, живущего по соседству. Дженнифер Тилли и Джина Гершон (Вайолет и Корки) воспроизводят на экране много несомненно возбуждающего лесбийского действа. Вдохновленная Билли Уайлдером, а также любовью к комиксам, «Связь» завершила трилогию «смертельных» (по меткому выражению Б. Раби Рич) лесбийских фильмов 90-х, начавшихся с «Тельмы и Луизы» (1991) и «Основного инстинкта» (1992) – кинематографического отражения лесбийского феминистского желания.

«НЕЗНАКОМЕЦ ВНУТРИ» / STRANGER INSIDE (2001)


НЕЗНАКОМЕЦ ВНУТРИ


Режиссер Шерил Дьюни

«Незнакомец внутри»/Stranger Inside (2001)
«Незнакомец внутри» (2001)
Американская инди-писательница/режиссер/преподаватель Шерил Дьюни ворвалась в мир нового квир-кино в 1996 году со своей «Женщиной-арбузом», дерзкой «Дьюни-хроникой». Однако сильнее впечатляет ее более поздний фильм «Незнакомец внутри», к сожалению, редко демонстрируемый на экранах. Сделанный для кабельного HBO и спродюссированный Майклом Стайпом, лидером R.E.M, он рассказывает об американской системе женских тюрем и о заключенной молодой афроамериканке, которая пытается разыскать свою биологическую мать.

Основанная на четырехлетнем изучении жизней женщин за решеткой драма является одним из крупнейших исследований тюремной жизни в 21 веке. Далекий от мочи и уксуса «Скребков» (1982) и «Заключенной» (1979-1986) фильм Дьюни – мощный кейс о том, как раса и класс создали новую кастовую систему за тюремной решеткой.

«ЛЮБЛЮ ЛИ Я ТЕБЯ?» / DO I LOVE YOU? (2002)


Режиссер Лиза Горник

Люблю ли я тебя?

«Люблю ли я тебя?» (2002)
Дебютное творение Лизы Горник, показанное на лондонском ЛГБТ кино-фестивале (теперь BFI Flare) в 2002 году, стало первым британским лесбийским фильмом после десятилетнего перерыва. Поэтому и фильм «Люблю ли я тебя?», и режиссер привлекли значительное внимание, как на родине, так и за рубежом. Горник написала, срежиссировала эту веселую изысканную комедию, которую она называет «тезисы о любви и ее ярлыках», и сама же снялась в ней.

Жизнь и любовные увлечения почти тридцатилетней Марины рассматриваются в свете поиска ответов на главнейшие жизненные вопросы. Снятый двумя годами ранее получившего международное признание сериала «Слово на букву Л» (2004-2009) «Люблю ли я тебя» точно уловил дух времени с его исследованиями лесбийской идентичности и сексуальных нравов 21-го столетия. Среди лесбийского кино этот фильм подобен «Энни Холлу» (1977) или же «Милой Фрэнсис» (2012): Горник (недавно снявшаяся в «Совах») снискала большую любовь женщин по всему миру.

«ДЕТКИ В ПОРЯДКЕ» / THE KIDS ARE ALL RIGHT (2010)


Детки в порядке


Режиссер Лиза Холоденко

«Детки в порядке»/The Kids Are All Right (2010)
«Детки в порядке» (2010)
Семейная комедия Лизы Холоденко («Высокое искусство», 1998) «Детки в порядке», удостоенная 4-х номинаций на Оскар в 2011 году, включая номинацию за лучший фильм, наконец-то прервала большой перерыв в лесбийском кинематографе. Аннетт Бенинг и Джулианна Мур опровергли негласное правило «гетеросексуалы не могут играть гомосексуалов», снявшись в роли семейной пары Ник и Джулс, столкнувшейся с проблемами среднего возраста – родительства и партнерских отношений.

Массовая пресса сходила с ума от радости, что теперь есть гомосексуальный фильм, о котором можно писать, не потревожив наиболее консервативных читателей, но Холоденко получила негативные отклики от некоторых квир-зрителей за вкрапление гетеросекса (с красавцем Марком Руффало) и за то, что фильм неприкрыто пропагандирует «традиционные семейные ценности».

«СОРВАНЕЦ» / TOMBOY (2011)


Сорванец


Режиссер Селин Шьямма

«Сорванец»/Tomboy (2011)
«Сорванец»y (2011)
С французского «tomboy» – «garçon manqué» – буквально переводится как «неудавшийся мальчик». «Я думаю, мне не нужно объяснять, насколько это неподходящий вариант», – говорила писатель и режиссер Селин Шьямма («Водяные Лилии», 2007), отвечая на вопрос, почему она предпочла дать этому маленькому честному фильму о гендерном смешении английское название.

Лауре/Мигелю десять, ее/его семья переехала в новый город и мы следуем за ее/его приключениями в течение одного лета, в то время как она/он преодолевает первые трудности становления идентичности: играя в футбол, осознавая свою привлекательность для местных девочек и сталкиваясь с последним тестом в виде надевания купальника. Во Франции фильм «Сорванец» был рекомендован для семейного просмотра и демонстрировался в начальной и средней школе на уроках, посвященных кинематографу.

«МОЙ ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ» / BREAK MY FALL (2011)


Мой прерванный полет

Режиссер Канчи Вичманн

«Мой прерванный полет»/Break My Fall (2011)
«Мой прерванный полет» (2011)
«Мой прерванный полет» – история болезненного окончания случайной любовной связи – второй британский лесбийский фильм, включенный в наш список. Писательница и режиссер Канчи Вичманн, номинант BAFTA (Британская академия кино и телевизионных искусств) за лучшую короткометражку 1999 года «Путешествие налегке», сняла свой дебютный фильм на 16-мм пленку на улицах восточного Лондона (снятый несколькими годами позже в Ист-Энде «Stud Life» (stud – синоним буч) Кэмпбелл Экс также достоин просмотра).

«Мой прерванный полет», в котором отчетливо прослеживается формализм ранней Шанталь Акерман («Я, ты, он, она» 1975), особенно хорош музыкой местных групп (Wet Dog, Peggy Sue) и тем типом реалистичного описания людей и города, который мы находим в кинопроизведениях Бетти Гордон (например, «Варьете» 1983). Выпущенный в 2012 году «Мой прерванный полет» (совместно с «Уикендом» и другими), показывая квир-опыт во всей его сложности, по праву признан частью новой волны квир-кино.
скачать dle 12.1